Главная » О школе » История школы

История школы

Школа № 91 основана в 1936 году на базе 5-ой Московской гимназии на пересечении улиц Поварской и Большой Молчановки, в которой учились Владимир Маяковский, Борис Пастернак и многие другие известные люди страны. В 1956 году в связи с реконструкцией Калининского проспекта (ныне улица Новый Арбат) школа переехала в новое здание на улицу Поварскую дом 14.

В 1958 году в школе начала работать лаборатория под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, которая исследовала возрастные возможности младших школьников, а с 1963 года школа получила статус экспериментального общеобразовательного учреждения Академии педагогических наук (ныне Российская академия образования).

Шестидесятые годы. 1958-59 учебный год: Д.Б. Эльконин и сотрудники его лаборатории начинают экспериментальную работу в Школе № 91, в основу которой была положена культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева. В первое десятилетие совместной работы школы и лаборатории Д.Б. Эльконина (в 1961 году он передал лабораторию В.В. Давыдову) были сформулированы важнейшие положения будущей теории учебной деятельности:

  • Возрастные возможности младших школьников существенно зависят от системы образования, которая, поддерживая и усиливая одни потенции возраста, сдерживает развитие других. Младшие школьники могут обнаруживать самостоятельность, независимость, критичность и инициативность в мышлении и действии, но лишь при определенных условиях обучения. Эти условия в школе встречаются крайне редко, поэтому названные качества детского ума и действия наблюдаются лишь в виде исключений (у одаренных детей).
  • Содержание обучения является центральным условием обучения, развивающего в детях самостоятельность, независимость, критичность и инициативность в мышлении и действии. Изменив понятийное содержание обучения, можно сделать возможным самостоятельный поиск и открытие детьми новых способов решения задач.
  • Формирование потенциально возможных способностей детей средствами обучения нового типа, а не измерение развивающих эффектов традиционного обучения – основной метод исследования законов развития средствами обучения. Для проведения формирующих экспериментов необходимо создавать новую дидактику и все педагогическое обеспечение процессов учения – обучения.

Семидесятые годы. Оформились первые варианты учебных программ и учебных материалов для курсов математики, русского языка, ИЗО и литературы в начальной школе. Многократная апробация и переработка этих курсов в классах 91 школы помогла психологам сформулировать основные понятия учебной деятельности:

  • Учебная деятельность направлена на поиск и опробование новых способов действия (в отличие от учения, направленного на воспроизведение готовых образцов действия). Учебная деятельность носит квази-исследовательский характер: ученики открывают способы действия, новые для них лично, но оформленные в культуре в виде понятий.
  • Учебная задача – ситуация, пробуждающая ученика к поиску общих способов действия, принципов решения широкого класса задач (в отличие от конкретно-практических задач, ориентирующих на результат, а не на способ решения).
  • Учебные действия – преобразование условий задачи для выделения наиболее существенного отношения изучаемого объекта, моделирование открытого в ходе преобразования существенного отношения, его конкретизация, контроль и оценка собственных действий – таков состав совместно-распределенной учебной деятельности, участие в которой помогает младшему школьнику мыслить и действовать инициативно, критично и разумно.
  • Учебное сотрудничество – формы взаимодействия младшего школьника со сверстниками и учителем, в которых зарождается и поддерживается детская инициатива, направленная на поиск новых способов решения учебных задач.

В 1975-1980 годах лаборатория В.В. Давыдова совместно с учителями начальной 91 школы выполняла план-заказ Министерства просвещения. В результате этой работы, к концу 70-х годов фактически была создана новая система начального образования: теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова и ее практика, обеспеченная методическими материалами к урокам для всех учебных курсов начальной школы.

Восьмидесятые годы. Начались политические гонения на В.В. Давыдова. В 1982 году по идеологическим соображениям эксперименты в 91 школе были запрещены. Учителя 91 школы продолжали работать по экспериментальным материалам, по сути дела, подпольно. Некоторые психологи из бывшей лаборатории В.В. Давыдова, не имея возможности вести формирующие эксперименты в классах, продолжили исследования учебной деятельности, сосредоточившись на его академических аспектах. В эти годы были систематизированы наметившиеся в лаборатории подходы к диагностике качества школьных знаний (предметность, системность и обобщенность понятий) и развивающих эффектов обучения (рефлексия, анализ, планирование); созданы образцы новых диагностических методик. С помощью этих методик были получены доказательства эффективности обучения в форме учебной деятельности в сравнении с традиционным обучением.

В 1984 г. умер Даниил Борисович Эльконин. Его ученики и последователи под руководством Бориса Данииловича объединились для того, чтобы продолжить главное дело любимого учителя: теория развития средствами образования, соединенная с теорией периодизации детского психического развития, начала приобретать все более конкретные и современные очертания. Были сформулированы прорывные идеи нового проекта образования, который в репрессивных условиях того времени не мог быть воплощен в реальности.

Девяностые годы. Перестройка всей страны и ее образовательной системы сделала теорию учебной деятельности остро востребованной: дефицит инициативных, самостоятельно мыслящих людей, способных разумно подходить к решению нестандартных задач, был осмыслен как злободневная социальная проблема России. Начался этап внедрения образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в массовую школу, срочно создавались и большими тиражами публиковались учебники, открывались центры переподготовки учителей по всей стране.

В это время при 91 школе была организована система повышения квалификации учителей начальных классов по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Наряду с психологами – авторами учебных курсов в этой работе принимали участие и учителя-экспериментаторы, которые проектировали со слушателями открытые уроки, проводили и анализировали спроектированные уроки, создавали рабочие тетради и контрольные работы по русскому языку и математике. Силами учителей 91 школы была оформлена система безотметочного обучения («оценка без отметки»).

Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова получила официальный статус и государственное признание. В 1996 году по решению Министерства образования система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова стала одной из трех государственных систем начального образования. В 1998 году Д.Б. Эльконин (посмертно), В.В. Давыдов и ряд сотрудников его лаборатории были награждены премией Президента России за создание системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в начальной школе. В 1999 году премия Правительства РФ была вручена Г.Н. Кудиной, З.Н. Новлянской (сотрудницы Психологического института), Н.Е. Бурштиной и М.П. Романеевой (учителя 91 школы) за создание десятилетнего курса «Литература как предмет эстетического цикла».

В конце ХХ века около 10 процентов от общего числа начальных классов России практиковали систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Появилось немало школ, талантливо развивавших и дополнявших эту систему.

В 1998 году умер Василий Васильевич Давыдов.

XXI век. Первое десятилетие. Под руководством Б.Д. Эльконина ученики и последователи В.В. Давыдова приступили к работе над проектом «Подростковая школа в образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова». Школа 91 стала одной из основных экспериментальных площадок, на которых апробировались новые учебные курсы и новые учебники по литературе, математике, биологии, географии, физике и химии для 5-9 классов. Одновременно оформлялись и теоретические представления о специфике и развивающих возможностях учебной деятельности подростков. Не прекращалась и исследовательская работа. В 1995-2005 гг. проводилось десятилетнее исследование становления учебной самостоятельности школьников средствами учебной деятельности (наблюдение за учениками двух классов с первого до последнего года обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).

Было экспериментально доказано, что последовательное и систематическое построение учебной деятельности на уроках в начальной и основной школе существенно повышает способность учеников к рефлексии в интеллектуальной сфере (человек понимает основания собственных действий и может действовать в ситуации противоречий и неопределенности), в социальной сфере (человек понимает точки зрения, отличные от его собственной, и может их координировать), в личной сфере (человек понимает свои дефициты и знает, как их восполнить). Иными словами, за несколько лет до появления новых образовательных стандартов и новых – метапредметных целей образования, мы уже выработали представление о том, как значительную их часть можно достигнуть.

XXI век. Второе десятилетие. Новые задачи. Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова является тем «первичным бульоном», в котором зародилась и оформилась новая образовательная парадигма – деятельностная педагогика. 91 школа неразрывно связана с рождением, ростом и развитием этой системы как биографически, так и органически. Четыре десятилетия совместной работы психологов и педагогов создали тот уникальный педагогический организм, который порождал и все еще способен порождать принципиально новые педагогические практики. Однако для того, чтобы 91 школа смогла состояться как образец, как действующая модель школы нового типа, способный решать образовательные задачи сегодняшнего, а главное завтрашнего дня, необходимы некоторые преобразования и в школе, и в тех лабораториях Психологического института РАО, которые связаны с работой этой школы.

В 1969 году для одаренных детей в школе был открыт первый математический класс, руководителем которого с момента его создания был В.М. Сапожников, заслуженный учитель РФ, Соросовский лауреат. Характерной особенностью обучения в математических классах является преподавание математического анализа выпускниками нашей школы.

Ученики математического класса неоднократно становились победителями олимпиад по математике и физике различного уровня.

Выпускники школы поступают на различные факультеты Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (вычислительной математики и кибернетики, механико-математический, физический и др.), а также в Московский физико-технический институт, Московский инженерно-физический институт и другие престижные ВУЗы Москвы.

Многие выпускники школы стали кандидатами и докторами наук. Особую известность получили Максим Концевич, лауреат Филдсовской премии по математике, Алексей Пажитнов, создатель компьютерной игры «Тетрис», и Дмитрий Ливанов, министр образования и науки Российской Федерации с 21 мая 2012 года.

За высокие результаты образовательной деятельности по итогам 2010-2011 учебного года школа 91 награждена Дипломом второй степени лауреата Гранта мэра Москвы в сфере образования.