Новости,  Точка зрения

Путешествия по Москве: Северный речной вокзал

Даниэле де Сиати

В последние годы московские красоты очищаются от пыли и доводятся до блеска. К подводным камням этого процесса можно и нужно относиться по-разному, но факт есть факт: в нашем городе стало приятнее находиться. Особенно тогда, когда спотыкаешься о халтурно уложенную плитку.

Одним из многих недавних примеров ревитализации, то есть возвращения к жизни тех или иных городских объектов, стал Северный речной вокзал. Для понимания ценности этого места необходимо сначала узнать, что же это за территория. В разгар сталинского правления стало ясно, что Рублевский водопровод не справлялся с водоснабжением жителей Белокаменной. Это стало официальной причиной для руководства страны воплотить уникальный проект, о котором мечтал еще Петр: соединить Москву-реку с Волгой. Эта искусственная река течет из Москвы на протяжении 128 километров и втекает в Иваньковское водохранилище. Этот водоем, в свою очередь, соединен с Волгой, устье которой вливается в Каспийское море. Благодаря этой гидрооперации столица нашей Родины была обеспечена водой, да и весь мир заодно удивили. А то, что при строительстве всей этой красоты были бесплатно использованы узники лагерей, которые массово погибали на стройке, ну, это не очень-то и волновало.

В 1937 году Канал и Вокзал были открыты, Москва стала «портом пяти морей». С Северного речного вокзала москвичи могли счастливо отправиться на теплоходе на курорты: Азовское, Черное, Каспийское, Балтийское и Белое моря стали доступны каждому, ведь в самой Конституции, в 119 статье, было четко прописано: «Граждане СССР имеют право на отдых».  В советские годы здесь был настоящий пассажирский порт, с почтой и парикмахерской. В 1987 году здание было признано памятником, а в «лихие девяностые» изначальное предназначение забылось — здесь устроили и склад, и ночной клуб, и рынок. Когда политическая и экономическая ситуация в стране чуть прояснились, стало очевидно, что вокзал в плачевном состоянии. Фасад почти полностью развалился, на балконах появились дикие растения (кстати, в последние годы растения на зданиях — модно и хорошо).

В 2015 году здание законсервировали, а в 2018 начались работы по его восстановлению. Особую ценность представляла собой звезда, которая располагается на 27-метровом шпиле. Она была демонтирована и отреставрирована в мастерской, после чего ее краном вернули на прежнее место. Думаю, она удивилась, когда после стольких лет безнадежной деградации ей решили подарить вторую жизнь.

Мы с другом поехали осматривать сданный объект в качестве членов независимой непризнанной городской инспекции. Приехав на станцию метро Речной Вокзал, мы пошли в другую сторону и немного заблудились. Наконец-то добравшись до места назначения, мы с облегчением вздохнули.

Желающих насладиться последними теплыми днями 2020 года и посетить реставрированную прибрежную зону было очень много, ни о какой социальной дистанции речь не шла. И действительно, есть на что смотреть, потому что парковая аллея, ведущая к Вокзалу, очень живописна. Мы начали движение к воде минуя скульптуру «Водный путь». Она изображает девушку, которая держит над головой парусный кораблик. Справа и слева от аллеи высокие деревья и новые киоски под старину, а если запастись терпением, то можно увидеть и белку. Парк площадью 40,8 гектара был отреставрирован в 2019 году. Площадь перед Вокзалом теперь дополнена сухим фонтаном со светомузыкой. Получается, можно устроить мокрую дискотеку. На проезжей части перед зданием передвигаются синие электромобильчики. Их было закуплено 57, и они будут использоваться как грузовички для багажа и микроавтобусы для перевозки пассажиров. На электромобильчиках передвигается и полиция. В общем, природа ликует.

Здание симметричное и состоит из трех частей, соединенных галереями, центральная часть — вход с колоннами. Мы сразу забрались наверх, откуда со смотровой площадки открывается красивый вид. В центре панорамной площадки — башня со скульптурами и часами, а на самом верху установлен тот самый золотой шпиль. Далее мы спустились на первый этаж и зашли внутрь. Архитектурный стиль — сталинский ампир. Общий вид очень опрятный, было такое ощущение, будто мы попали на открытие комплекса самим Сталиным. Круглые окна украшены гербами советских республик, а отреставрированные светильники вновь на своем месте. В помещении уже открылись ресторан и выставочный зал, а также кассы, в которых можно купить путевку на путешествие по реке. В дальнейшем здесь появятся музей, сувенирная лавка и книжный магазин.

Мы вышли на созданную в этом году набережную. В глаза сразу бросилась грубая проектировочная ошибка: прогулочное пространство разделено проезжей частью с разметкой и знаками. Так делать нельзя, потому что пешеходная зона прерывается бетонным языком, за счет чего пешеходы чувствуют себя здесь гостями, а не полноправными пользователями этого пространства. Тем более что пока мы там находились, не проехала ни одна машина. Если кому-то проезжая часть и нужна, ее можно было замостить плиткой, чтобы водители понимали, у кого приоритет, и чтобы красивые селфи не были испорчены асфальтом. Все 17 причалов были отреставрированы, на набережной создан уникальный макет канала имени Москвы. Через какое-то время тут появится полноценный транспортный узел, ибо откроется канатная дорога и можно будет отправиться в разные точки города на речных такси. А еще здесь будут пляж и подогреваемый бассейн.

Нам Вокзал понравился, советуем посетить его на выходных ближе к вечеру, дабы после прогулки поужинать в дизайнерском ресторане и застать закат на панорамной крыше.

Комментарии к записи Путешествия по Москве: Северный речной вокзал отключены