Школа № 91 основана в 1936 году на базе 5-ой Московской гимназии на пересечении улиц Поварской и Большой Молчановки, в которой учились Владимир Маяковский, Борис Пастернак и многие другие известные люди страны. В 1956 году в связи с реконструкцией Калининского проспекта (ныне улица Новый Арбат) школа переехала в новое здание на улицу Поварскую дом 14.

В 1958 году в школе начала работать лаборатория под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, которая исследовала возрастные возможности младших школьников, а с 1963 года школа получила статус экспериментального общеобразовательного учреждения Академии педагогических наук (ныне Российская академия образования).

Шестидесятые годы. 1958-59 учебный год: Д.Б. Эльконин и сотрудники его лаборатории начинают экспериментальную работу в Школе № 91, в основу которой была положена культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева. В первое десятилетие совместной работы школы и лаборатории Д.Б. Эльконина (в 1961 году он передал лабораторию В.В. Давыдову) были сформулированы важнейшие положения будущей теории учебной деятельности:

  • Возрастные возможности младших школьников существенно зависят от системы образования, которая, поддерживая и усиливая одни потенции возраста, сдерживает развитие других. Младшие школьники могут обнаруживать самостоятельность, независимость, критичность и инициативность в мышлении и действии, но лишь при определенных условиях обучения. Эти условия в школе встречаются крайне редко, поэтому названные качества детского ума и действия наблюдаются лишь в виде исключений (у одаренных детей).
  • Содержание обучения является центральным условием обучения, развивающего в детях самостоятельность, независимость, критичность и инициативность в мышлении и действии. Изменив понятийное содержание обучения, можно сделать возможным самостоятельный поиск и открытие детьми новых способов решения задач.
  • Формирование потенциально возможных способностей детей средствами обучения нового типа, а не измерение развивающих эффектов традиционного обучения – основной метод исследования законов развития средствами обучения. Для проведения формирующих экспериментов необходимо создавать новую дидактику и все педагогическое обеспечение процессов учения – обучения.

Семидесятые годы. Оформились первые варианты учебных программ и учебных материалов для курсов математики, русского языка, ИЗО и литературы в начальной школе. Многократная апробация и переработка этих курсов в классах 91 школы помогла психологам сформулировать основные понятия учебной деятельности:

  • Учебная деятельность направлена на поиск и опробование новых способов действия (в отличие от учения, направленного на воспроизведение готовых образцов действия). Учебная деятельность носит квази-исследовательский характер: ученики открывают способы действия, новые для них лично, но оформленные в культуре в виде понятий.
  • Учебная задача – ситуация, пробуждающая ученика к поиску общих способов действия, принципов решения широкого класса задач (в отличие от конкретно-практических задач, ориентирующих на результат, а не на способ решения).
  • Учебные действия – преобразование условий задачи для выделения наиболее существенного отношения изучаемого объекта, моделирование открытого в ходе преобразования существенного отношения, его конкретизация, контроль и оценка собственных действий – таков состав совместно-распределенной учебной деятельности, участие в которой помогает младшему школьнику мыслить и действовать инициативно, критично и разумно.
  • Учебное сотрудничество – формы взаимодействия младшего школьника со сверстниками и учителем, в которых зарождается и поддерживается детская инициатива, направленная на поиск новых способов решения учебных задач.

В 1975-1980 годах лаборатория В.В. Давыдова совместно с учителями начальной 91 школы выполняла план-заказ Министерства просвещения. В результате этой работы, к концу 70-х годов фактически была создана новая система начального образования: теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова и ее практика, обеспеченная методическими материалами к урокам для всех учебных курсов начальной школы.

Восьмидесятые годы. Начались политические гонения на В.В. Давыдова. В 1982 году по идеологическим соображениям эксперименты в 91 школе были запрещены. Учителя 91 школы продолжали работать по экспериментальным материалам, по сути дела, подпольно. Некоторые психологи из бывшей лаборатории В.В. Давыдова, не имея возможности вести формирующие эксперименты в классах, продолжили исследования учебной деятельности, сосредоточившись на его академических аспектах. В эти годы были систематизированы наметившиеся в лаборатории подходы к диагностике качества школьных знаний (предметность, системность и обобщенность понятий) и развивающих эффектов обучения (рефлексия, анализ, планирование); созданы образцы новых диагностических методик. С помощью этих методик были получены доказательства эффективности обучения в форме учебной деятельности в сравнении с традиционным обучением.

В 1984 г. умер Даниил Борисович Эльконин. Его ученики и последователи под руководством Бориса Данииловича объединились для того, чтобы продолжить главное дело любимого учителя: теория развития средствами образования, соединенная с теорией периодизации детского психического развития, начала приобретать все более конкретные и современные очертания. Были сформулированы прорывные идеи нового проекта образования, который в репрессивных условиях того времени не мог быть воплощен в реальности.

Девяностые годы. Перестройка всей страны и ее образовательной системы сделала теорию учебной деятельности остро востребованной: дефицит инициативных, самостоятельно мыслящих людей, способных разумно подходить к решению нестандартных задач, был осмыслен как злободневная социальная проблема России. Начался этап внедрения образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в массовую школу, срочно создавались и большими тиражами публиковались учебники, открывались центры переподготовки учителей по всей стране.

В это время при 91 школе была организована система повышения квалификации учителей начальных классов по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Наряду с психологами – авторами учебных курсов в этой работе принимали участие и учителя-экспериментаторы, которые проектировали со слушателями открытые уроки, проводили и анализировали спроектированные уроки, создавали рабочие тетради и контрольные работы по русскому языку и математике. Силами учителей 91 школы была оформлена система безотметочного обучения («оценка без отметки»).

Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова получила официальный статус и государственное признание. В 1996 году по решению Министерства образования система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова стала одной из трех государственных систем начального образования. В 1998 году Д.Б. Эльконин (посмертно), В.В. Давыдов и ряд сотрудников его лаборатории были награждены премией Президента России за создание системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в начальной школе. В 1999 году премия Правительства РФ была вручена Г.Н. Кудиной, З.Н. Новлянской (сотрудницы Психологического института), Н.Е. Бурштиной и М.П. Романеевой (учителя 91 школы) за создание десятилетнего курса «Литература как предмет эстетического цикла».

В конце ХХ века около 10 процентов от общего числа начальных классов России практиковали систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Появилось немало школ, талантливо развивавших и дополнявших эту систему.

В 1998 году умер Василий Васильевич Давыдов.

XXI век. Первое десятилетие. Под руководством Б.Д. Эльконина ученики и последователи В.В. Давыдова приступили к работе над проектом «Подростковая школа в образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова». Школа 91 стала одной из основных экспериментальных площадок, на которых апробировались новые учебные курсы и новые учебники по литературе, математике, биологии, географии, физике и химии для 5-9 классов. Одновременно оформлялись и теоретические представления о специфике и развивающих возможностях учебной деятельности подростков. Не прекращалась и исследовательская работа. В 1995-2005 гг. проводилось десятилетнее исследование становления учебной самостоятельности школьников средствами учебной деятельности (наблюдение за учениками двух классов с первого до последнего года обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).

Было экспериментально доказано, что последовательное и систематическое построение учебной деятельности на уроках в начальной и основной школе существенно повышает способность учеников к рефлексии в интеллектуальной сфере (человек понимает основания собственных действий и может действовать в ситуации противоречий и неопределенности), в социальной сфере (человек понимает точки зрения, отличные от его собственной, и может их координировать), в личной сфере (человек понимает свои дефициты и знает, как их восполнить). Иными словами, за несколько лет до появления новых образовательных стандартов и новых – метапредметных целей образования, мы уже выработали представление о том, как значительную их часть можно достигнуть.

XXI век. Второе десятилетие. Новые задачи. Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова является тем «первичным бульоном», в котором зародилась и оформилась новая образовательная парадигма – деятельностная педагогика. 91 школа неразрывно связана с рождением, ростом и развитием этой системы как биографически, так и органически. Четыре десятилетия совместной работы психологов и педагогов создали тот уникальный педагогический организм, который порождал и все еще способен порождать принципиально новые педагогические практики. Однако для того, чтобы 91 школа смогла состояться как образец, как действующая модель школы нового типа, способный решать образовательные задачи сегодняшнего, а главное завтрашнего дня, необходимы некоторые преобразования и в школе, и в тех лабораториях Психологического института РАО, которые связаны с работой этой школы.

В 1969 году для одаренных детей в школе был открыт первый математический класс, руководителем которого с момента его создания был В.М. Сапожников, заслуженный учитель РФ, Соросовский лауреат. Характерной особенностью обучения в математических классах является преподавание математического анализа выпускниками нашей школы.

Ученики математического класса неоднократно становились победителями олимпиад по математике и физике различного уровня.

Выпускники школы поступают на различные факультеты Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (вычислительной математики и кибернетики, механико-математический, физический и др.), а также в Московский физико-технический институт, Московский инженерно-физический институт и другие престижные ВУЗы Москвы.

Многие выпускники школы стали кандидатами и докторами наук. Особую известность получили Максим Концевич, лауреат Филдсовской премии по математике, Алексей Пажитнов, создатель компьютерной игры «Тетрис», и Дмитрий Ливанов, министр образования и науки Российской Федерации с 21 мая 2012 года.

За высокие результаты образовательной деятельности по итогам 2010-2011 учебного года школа 91 награждена Дипломом второй степени лауреата Гранта мэра Москвы в сфере образования.

Поделиться
Share on facebook
Facebook
Share on twitter
Twitter
Share on vk
Vk
Share on whatsapp
Whatsapp
Share on linkedin
Linkedin
Share on pinterest
Pinterest
Share on print
Print
Share on email
Email