Уважаемые родители наших учеников!

Некоторые ваши вопросы касаются не столько индивидуальных особенностей ваших детей, сколько специфики обучения в 91 школе, то есть представляют общий интерес. Ниже публикуется письмо мамы двух наших замечательных учеников и ответ этой маме, который дала Г.А. Цукерман. 

ПИСЬМО МАМЫ УЧЕНИКА 91 ШКОЛЫ.

Вопросы касаются не особенностей обучения в 91 школе вообще, а особенностей обучения русскому языку и, отчасти, литературе в классе, где учится мой сын. Хочется искренне поблагодарить за то, что вы сделали уроки русского интересными. Это мнение моего сына, в его личном рейтинге русский превзошел даже физкультуру, а это еще не удавалось ни одному предмету. Но я взрослая зануда и очень настороженно отношусь к экспериментам, предпочитая при этом именно 91 школу.

Хотелось бы знать

РУССКИЙ ЯЗЫК

1. почему у нас нет учебника и других рабочих материалов по русскому языку;
2. что дети уже изучили, и что намерены изучить до конца учебного года и в 4 классе;
3. почему домашние задания по русскому языку скорее исключение, чем правило;
4. согласована ли Ваша программа с учителем, который возьмет наших детей в пятом классе;

5. знают ли учителя английского языка об особенностях изучения русского;
6. почему некоторые учителя лишь изредка заполняют электронный журнал;
7. почему у нас практически не проверяют тетради;
8. за что мы скинули Репкина со товарищи "с корабля современности";

ЛИТЕРАТУРА

9. почему творческие задания (сочинения) не обязательно сдавать;
10. почему сочинения стали столь редкими;
11. почему, наконец, мы так редко учим стихи.

Большинство вопросов так или иначе связаны именно с отсутствием учебника.  Будь у нас учебник, я не задавала бы вопросов по программе. А так я только догадываюсь, что нынче проходят. И решительно не догадываюсь, что будет дальше. Когда будут части речи? А члены предложения? По некоторым признакам начинаются существительные с падежами...

Например, в качестве родственных слов сын указывает одно и то же слово в разных числах и падежах: "травами" - "трава", и "травка" туда же. И что? Это он не усвоил, что такое родственные слова или? Имеется туманное определение в самодельном учебнике. Я ничего не исправляю, ни на чем не настаиваю, дабы не портить вам процесс. Тетради при этом не проверяются, это все так и остается. В слове у нас есть основа и где-то в ней корень, а сзади может быть окончание. Еще мы  сомневаемся в корнях и пытаемся проверить, но вот что же там в основе бывает кроме корня,  и какая именно часть основы и есть корень, представляем приблизительно. "Один мальчик" сказал, что перед корнем бывает приставка. Кроме того, бывают синонимы, и в качестве синонимов мы имеем "смех" - "веселый".  Радуют меня написания слов "неприветлего" (неприветливо), "красивую, синяю", в особенный восторг приводят "пятнется" и 12 "месятсяв" (пятница, месяцев). Видите, к чему я клоню? Части речи, падежи, согласование. Когда уже все это будет?

О том, что существуют некие части речи: глаголы (да не простые, а вспомогательные!), местоимения, падеж (да не какой-нибудь, а притяжательный), наши дети узнали из курса английского. Об этом им рассказывают, как о чем-то им известном, в головах каша, народ терпеть не может английский. Значит, надо перекраивать курс языка. Отсюда, собственно, вопрос об английском.

Домашние задания. Мне нравится, что дети не завалены заданиями ради заданий, бессмысленными и бесконечными. Но все-таки, надо же оставлять человека с проблемой один на один. В классе всегда найдется тот, кто ее решит, если у тебя не получается, или просто лень думать. И вообще, чтобы научиться писать, надо писать.  Маленькое, желательно ежедневное, домашнее заданьице... Спишите, вставляя пропущенные буквы... Выпишите... Составьте... Кстати, учительница обращала наше (родительское) внимание, что детям трудно вчитаться в задания по математике. Ничто так не приучает к чтению инструкций, как учебники русского языка! Ибо они дают надежду: вдруг там не "спишите", а только "выпишите" или вообще "подчеркните"! Домашние задания, помимо прочего, учат самоорганизации и ответственности. Знаете, что будет в пятом классе? Они будут плакать от отчаяния. Половина перестанет делать уроки, понимая, что все равно столько не осилит. Потому что не привыкли.  Честное слово, моя дочь рыдала в сентябре регулярно, в октябре изредка, потому что уродилась ответственной, и придти в школу без сделанных уроков просто не могла. К ноябрю домашние задания в сумме занимали полчаса. При том, что в начальной школе и учителя моей дочери уроки задавали, просто предметов стало больше, задания немного длиннее.

Дети иногда болеют. Во втором классе сын пропустил почти половину учебного года. Без учебника и домашних заданий совершенно выпадал из процесса. Ну, заходила я иногда за листочками... Ну, писали мы там что-то... А из математики не выпадал. Что проходим? А вот электронный журнал. Что задано? А вот что. Пришли через месяц, как не уходили. Когда по русскому вдруг что-то задано, а кто-то болеет, родители болящего пишут в facebook'е: выложите, пожалуйста! И кто-нибудь фотографирует бумажку, а болящий по этой фотографии учится. Красота! В любом виде, в электронном, в каком угодно, а учебные материалы нужны-таки.

По поводу Репкина. На мой дилетантский взгляд тетрадки к Репкину, где текст на одной стороне листа, а писать надо на другой, это гениально! Разные виды памяти, замечательные условия для развития грамотности. Женя запоминала эти тексты целыми абзацами, чтобы потом не искать. И до сих пор для нее лучший способ что-то запомнить: прочесть, понять и написать. И взаимная проверка тоже здорово. Почему мы от них отказались?

Электронный журнал. Он существует, дети прекрасно об этом знают, и понимают, что задания можно не запоминать и не записывать. Можно сделать вид, что записываешь. Пришел, посмотрел, сделал. Удобнее, чем разбираться в собственных каракулях. Это плохо? Конечно, лучше б они их сами до дома доносили, но есть так, как есть. Когда по русскому и литературе заданий в журнале нет, может быть, их нет, а может, есть. Я пишу об этом Вам, потому что думаю, что вопрос не организационный, а идеологический. Если это принципиально, давайте и по другим предметам не будем заполнять журнал, хотя бы месяц. Будут одинаковые правила игры, все привыкнут, научатся.

Сочинения. Сын писал все (по крайней мере, те, память о которых доносил),  сдал одно. Милые, кстати, сочинения, такие детские, очень достойные. Я служила при нем записывателем, вообще не редактируя, просто чтоб не бросил на середине, потому что физически устал писать. К концу второго класса сказал: "Ну что мы будем его писать, я же все равно сдавать не буду." При этом стало очевидно, что он считает, что мы оба просто делаем вид, что это нужно сделать, хотя оба знаем, что это условность. Альбом "Мое лето". Мы все лето записывали на компьютере разные истории, хихикали, решили, что так удобнее, чтобы бумажки не потерялись. В результате даже не распечатали. Люди все разные. Кто-то не сдает, потому что ерунда получилась, а кто-то потому, что можно не сдавать. В этом учебном году то ли сочинений почти не было, то ли он решил их больше не писать. А считалки с небылицами почему мы не стали писать? Жалко! У нас с дочерью до сих пор о них самые светлые воспоминания.

И, наконец, "природная" грамотность. Для ее становления у нынешних детей очень мало времени. Года 2 осталось, от силы 3. Потом они полезут в интернет, в социальные сети. К таким же грамотным ровесникам. И если образ слова к этому времени не сложится, он уже не сложится никогда.  Раньше такой проблемы не было, теперь есть.

 

ОТВЕТ ПСИХОЛОГА ГАЛИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ ЦУКЕРМАН

Уважаемая М.Е.!

Я захотела ответить на Ваши вопросы, по двум причинам.

·       Воспитывая двух чудесных детей, идеальных учеников именно для 91 школы, Вы, безусловно, тщательно обдумываете их образование и, судя по Вашим вопросам, нуждаетесь в дополнительной информации.

·       Ваши размышления интересны и полезны для многих родителей учеников 91 школы, и Вы разрешили отвечать Вам открыто, не частным образом. Для того чтобы разместить нашу переписку на сайте школы, я убрала из Вашего письма имена Ваших детей и их учителей.

Моя первая реакция на Ваше письмо была чисто женской. Я сначала болезненно отреагировала на фразу, которая меня задела лично: «очень настороженно отношусь к экспериментам, предпочитая при этом именно 91 школу». Дело в том, что я веду эксперименты в 91 школе с 1972, и то, что Вас «очень настораживает» составляет важную часть моей жизни. И мой первый ответ был резким: либо поп, либо попадья. Иными словами, выбирая 91 школу для своих детей, Вы тем самым выбираете педагогическую среду, где что-то делается впервые в мировой педагогической практике. Это неизбежный риск обучения в 91 школе, созданной специально для того, чтобы творить новые педагогические практики. Создавать что-то новое могут только творческие люди, поэтому там, где идет эксперимент, жизнь отбирает творческих учителей. У таких учителей детям учиться интересно, но их родителям бывает трудно.

В частности, то, что происходит с Вашим сыном на уроках русского языка во втором и третьем классе, делается впервые, то есть в экспериментальном режиме. Разумеется, Вы не посвящены в «кухню» психолого-педагогических экспериментов, поэтому вынуждена объяснить некоторые детали.

1. Откуда возникает потребность в эксперименте? В практике любого обучения неизменно накапливаются факты, свидетельствующие о том, что существующие педагогические средства не позволяют решить те или иные важные задачи обучения и развития детей. Когда накапливается критическая масса таких фактов, находятся смельчаки, предлагающие внести изменения в существующий порядок. Так называемые экспериментальные школы были созданы специально для того, чтобы необходимые изменения производились в строго контролируемых условиях научного эксперимента. Такой статус 91 школы с 1958 (или 59?) года.

В классе, где учится Ваш сын, мы пробуем найти новые средства для того, чтобы развить у детей способность к пониманию информационных текстов. Вы сами пишете о существовании трудностей в понимании текстов, элементарных с точки зрения взрослого:

«учительница обращала наше (родительское) внимание, что детям трудно вчитаться в задания по математике. Ничто так не приучает к чтению инструкций, как учебники русского языка! Ибо они дают надежду: вдруг там не "спишите", а только "выпишите" или вообще "подчеркните"…»

Смею Вас заверить, что сегодня весь мир бьется над задачей формирования читательской компетенции, и решения еще не найдены. Ваша уверенность в том, что «ничто так не приучает к чтению инструкций, как учебники русского языка», пока не подтверждена фактами.

2. Что делается после того как задача поставлена? Пропуская много глав этой повести о трудах педагогов – исследователей, обозначу последний шаг. Готовятся рабочие материалы, по которым будет вестись работа в классах. Это всегда командная работа, в ней участвуют как минимум двое – учитель и психолог. Уникальность 91 школы состоит в том, что такая командная работа отлажена – по крайней мере, на начальной ступени обучения.

3. Зона повышенного риска - эксперимент в классе. Рабочие материалы приносятся в класс, по ним проводятся уроки. Учитель и психолог практически ежедневно обсуждают удачи и просчеты сегодняшних уроков и вносят коррективы в материалы для завтрашних уроков. Индивидуальные траектории каждого ученика отслеживаются настолько тщательно, насколько это удается в условиях массовой школы. Проходит несколько лет работы в таком напряженном режиме постоянных поисков оптимальной методики обучения, прежде чем исходные рабочие материалы превращаются в учебники и ложатся на парты учеников.

Так длинно я отвечала на Ваш первый вопрос: «Почему у нас нет учебника и других рабочих материалов по русскому языку?». Ваш второй вопрос гораздо проще: «Что дети уже изучили и что намерены изучить до конца учебного года и в 4 классе?». Соответствующая информация сообщается на родительских собраниях, и там место для вопросов типа: "Части речи, падежи, согласование. Когда уже все это будет В общем виде на подобные вопросы ответ есть: каждое следующее понятие вводится не по календарю, а тогда, когда класс освоил те понятия, на основе которых вводится следующее. А у каждого класса своя индивидуальность, свой темп и стиль обучения. Нет беды, если то или иное понятие будет перенесено из конца одного года обучения в начало следующего (поверьте, такой пробел в образовании не омрачит летних каникул). Но беда может случиться, если новое понятие строится на зыбком фундаменте.

Частные подробности можно и нужно уточнять в дни индивидуальных консультаций. Эти встречи будут продуктивны и для Вас, и для учителя, если Вы придете именно с теми вопросами, которые сформулированы в Вашем письме. Например: «В качестве родственных слов сын указывает одно и то же слово в разных числах и падежах: "травами" - "трава", и "травка" туда же. И что? Это он не усвоил, что такое родственные слова или?» Ваши наблюдения для педагога так же ценны, как для домашнего врача: часть замеченных чуткой мамой симптомов неинформативна, а некоторые материнские наблюдения помогают погасить болезнь в зародыше. Ответ педагога на вопросы-наблюдения,  подобные процитированному, всегда зависит от индивидуального учебного стиля ребенка и от того периода введения лингвистических понятий, когда у мальчика возникли такие ошибки. В общем виде ответа на подобные вопросы не может быть.

Особенно важно установить взаимопонимание учителя и родителя в вопросах, касающихся такой тонкой материи, как детское творчество. Вы описываете чрезвычайно огорчительные события из творческой биографии сына: «Сочинения. Сын писал все (по крайней мере, те, память о которых доносил), сдал одно. Милые, кстати, сочинения, такие детские, очень достойные. Я служила при нем записывателем, вообще не редактируя, просто чтоб не бросил на середине, потому что физически устал писать. К концу второго класса сказал: "Ну что мы будем его писать, я же все равно сдавать не буду." При этом стало очевидно, что он считает, что мы оба просто делаем вид, что это нужно сделать, хотя оба знаем, что это условность. Альбом "Мое лето". Мы все лето записывали на компьютере разные истории, хихикали, решили, что так удобнее, чтобы бумажки не потерялись. В результате даже не распечатали. Люди все разные. Кто-то не сдает, потому что ерунда получилась, а кто-то потому, что можно не сдавать. В этом учебном году то ли сочинений почти не было, то ли он решил их больше не писать. А считалки с небылицами почему мы не стали писать? Жалко! У нас с дочерью до сих пор о них самые светлые воспоминания». Очень жаль, что мы (учитель словесности и психолог, наблюдающий детей в этом классе) узнали о домашней стороне работы с творческими заданиями лишь сейчас. Но лучше поздно, чем никогда! Жаль, что Вы вообще (пока) не узнали о школьной стороне работы с творческими заданиями. О том, сколько в классе претендентов на те драгоценные пять минут урока литературы, когда дети читают стихи по собственному выбору или рассказывают одноклассникам о прочитанной книге. О том, как девочки и мальчики на переменках, без всякого побуждения взрослых, делились друг с другом считалками собственного сочинения. О том, как наперебой читали наизусть Пушкина, как бы соревнуясь, кто уже больше строк Лукоморья запомнил. (Кстати, Вы хотите, чтобы сын учил стихи? Лучший способ привить вкус и потребность в поэзии – читать детям наизусть свои любимые стихи, а когда ребенок заучивает, к примеру «Три девицы под окном», подсказывать, не заглядывая в книгу, «потому что любой уважающий себя человек эти строки помнит с детства».) Вам было бы полезно узнать и о том, что для мальчика, не желающего «публиковать» (читать в классе, помещать в журнал) свои произведения, педагог разработал индивидуальную стратегию обсуждения его сочинений. И скорее всего, было бы полезно обсудить и скорректировать эту стратегию втроем (Вы, сын, учитель). Это еще не поздно сделать. А вот летнего альбома все равно жаль, особенно когда узнаешь о нем к концу зимы…

Пора вернуться к Вашим вопросам и резюмировать ответы.

РУССКИЙ ЯЗЫК

1. почему у нас нет учебника и других рабочих материалов по русскому языку;

Учебник и сопровождающие его материалы, по которым учится Ваш сын и его одноклассники, сейчас разрабатываются.

8. за что мы скинули Репкина со товарищи "с корабля современности";

Материалы учебника Репкина наряду с другими хорошими учебниками постоянно используются на уроках. Творческие учителя НИКОГДА не работают по одному учебнику.

(Замечу в скобках: то, что Вы называете гениальным – списывание из ЗАКРЫТОЙ книги – действительно ввел в методику обучения Владимир Владимирович Репкин. Но для того, чтобы практиковать этот гениальный метод, не нужны специальные тетради, из которых все списывают одни и те же тексты, вне зависимости от того, нравятся они ребенку или нет. Наши ученики списывают тексты по собственному выбору. При списывании по правилам они, заучив предложение, переворачивают книгу и пишут по памяти. Правила списывания подробно объясняются на родительских собраниях в 1 – 2 классах и до самого последнего времени были размещены на сайте 91 школы. Недавно я обнаружила, что они с сайта исчезли. Спасибо за напоминание. Правила списывания будут немедленно возвращены на сайт.

А также посмотрите: http://playroom.com.ru/press/gramota2.php

2. что дети уже изучили, и что намерены изучить до конца учебного года и в 4 классе;

Ответы на эти вопросы даются на каждом родительском собрании.

4. согласована ли Ваша программа с учителем, который возьмет наших детей в пятом классе;

5. знают ли учителя английского языка об особенностях изучения русского;

Очень хорошие, невероятно важные вопросы! Ответить на них может тот, кто занимается координацией действий всех участников учебного процесса. И это точно не я. Я тоже ОЧЕНЬ хочу получить ответ на эти вопросы. И надеюсь с Вашей помощью получить их скоро – в ближайшие месяцы.

ЛИТЕРАТУРА

9. почему творческие задания (сочинения) не обязательно сдавать;

К творчеству можно побуждать, но невозможно принуждать. Слова «творческий» и «обязательный» не уживаются рядом.

10. почему сочинения стали столь редкими;

Пожалуйста, посчитайте по электронному журналу, куда помещаются все до единого творческие задания, сколько сочинений дети писали в последнем полугодии. Тогда мы сможем обсудить, что, на Ваш взгляд, означает «редко», и какова, на Ваш взгляд оптимальная частота творческих заданий для Вашего сына.

11. почему, наконец, мы так редко учим стихи.

И в самом деле, почему? И что (кого) в данном случае означает слово «МЫ»?

=======================================================================

А теперь позвольте перейти к той группе вопросов, которые Вы сформулировали так:

3. почему домашние задания по русскому языку скорее исключение, чем правило;

6. почему некоторые учителя лишь изредка заполняют электронный журнал;

7. почему у нас практически не проверяют тетради;

 

Вот Ваш комментарий к этим вопросам:

«Домашние задания. Мне нравится, что дети не завалены заданиями ради заданий, бессмысленными и бесконечными. Но все-таки, надо же оставлять человека с проблемой один на один. В классе всегда найдется тот, кто ее решит, если у тебя не получается, или просто лень думать. И вообще, чтобы научиться писать, надо писать.  Маленькое, желательно ежедневное, домашнее заданьице... Спишите, вставляя пропущенные буквы... Выпишите... Составьте...»

Похоже, что Вы не в курсе: основное домашнее задание по русскому языку и литературе – ежедневное списывание (15-20 минут) и чтение вслух (15-20 минут). Дети читают и списывают тексты по собственному выбору. От чтения вслух освобождаются лишь те дети, которые (а) уже овладели техникой чтения, то есть читают бегло, как взрослые, (б) научились читать, выразительно интонируя текст. От списывания не освобождается никто. Вы совершенно правы: «чтобы научиться писать, надо писать». И судьба будущей грамотности зависит в первую очередь от качества списывания. (Еще раз напоминаю: существуют правила списывания, исключающие механическое бессмысленное копирование. Эти правила основаны на знании о механизмах человеческой памяти.)

Иногда учитель заменяет списывание заданием «на тренировку» тех или иных навыков, освоенных на уроке. Пока эти навыки не освоены, в тренировочных упражнениях нет смысла: они оставляют детей наедине с собственной беспомощностью.

«Домашние задания, помимо прочего, учат самоорганизации и ответственности. Знаете, что будет в пятом классе? Они будут плакать от отчаяния. Половина перестанет делать уроки, понимая, что все равно столько не осилит. Потому что не привыкли.  Честное слово, моя дочь рыдала в сентябре регулярно, в октябре изредка, потому что уродилась ответственной, и придти в школу без сделанных уроков просто не могла. К ноябрю домашние задания в сумме занимали полчаса. При том что в начальной школе учителя моей дочери уроки задавали, просто предметов стало больше, задания немного длиннее.»

Означает ли сказанное, что домашние задания в начальной школе не избавляют ответственных учеников от перегрузок в пятом классе? Вновь возвращаемся к болезненному вопросу о координации действий начальной и основной школы...

«Электронный журнал. Он существует, дети прекрасно об этом знают, и понимают, что задания можно не запоминать и не записывать. Можно сделать вид, что записываешь. Пришел, посмотрел, сделал. Удобнее, чем разбираться в собственных каракулях. Это плохо? Конечно, лучше б они их сами до дома доносили, но есть так, как есть. Когда по русскому и литературе заданий в журнале нет, может быть, их нет, а может, есть. Я пишу об этом Вам, потому что думаю, что вопрос не организационный, а идеологический. Если это принципиально, давайте и по другим предметам не будем заполнять журнал, хотя бы месяц. Будут одинаковые правила игры, все привыкнут, научатся

Электронный журнал – такое же удобное изобретение, как памперсы. Ими пользуются все современные мамы. Но все они твердо знают, что памперсы – это времянка, от них необходимо будет избавиться, научив ребенка первичным навыкам саморегуляции. Первый – второй год обучения в школе – это время цивилизованного перехода детей от полной беззаботности к ответственности, посильной для 6 – 8 лет. А в самом деле: кто выигрывает от записи своих обязанностей  - ученик (тот, кто этого еще не умеет, но имеет шанс научиться) или учитель (тот, кто умеет)? Чему учится первоклассник, записывая домашние задания? Вы сами ответили на этот вопрос: самоорганизации и ответственности (в минимальном объеме). Вы хотите избавить «малыша» от этой нагрузки? Вы, в самом деле, хотите не снимать с ребенка памперсы?

Однако Вы правы: это круг вопросов не организационных, а идеологических. Для меня - человека поколения уходящего – это старомодная (или устаревшая?) проблема трудовой этики. С моей точки зрения, основной смысл домашних заданий в начальной школе – воспитание трудовой этики. Вот чему можно научить человека, формируя у него привычку выполнять домашние задания:

·       У тебя есть твои личные ежедневные обязанности. Научись о них помнить.

·       Научись находить время для того, чтобы эти обязанности были выполнены не наспех, не в последнюю минуту. Научись делать это ежедневно.

·       Научись начинать работу - подготовить рабочее место, собрать все необходимые «инструменты», решить, в каком порядке ты будешь выполнять работу.

·       Научись удерживать себя в рабочем состоянии (не отвлекаться на другие дела).

·       Научись делать хорошо то, за что взялся. (Хорошо – не значит идеально, а значит – сегодня я не могу лучше, а завтра смогу, если потренируюсь.)

·       Научись доводить начатое дело до конца.

 

В современном быту осталось чрезвычайно мало места для того, чтобы дети учились трудиться. В школу большинство первоклассников приходят без всякого трудового опыта. Именно домашние задания позволяют постепенно накопить этот опыт, и хорошо, если он будет окрашен чувством гордости любого труженика: сегодня я молодец. А это случится, если в оценках взрослых будет акцентирована именно трудовая доблесть человека, выполнившего дневную порцию работы.

 

Что касается качества написанных букв, грамотности написанных слов, правильности решенных примеров, то это совсем другая, отдельная тема. Но если в оценках мамы преобладают разговоры не о процессе, а о результате труда первоклашки (труда, как правило, несовершенного), то вывод ребенок сделает быстро: не важно, что я сегодня вспомнил все домашние задания, сел за уроки вовремя, не возился. Все равно ничего не получается. Стоит ли стараться?

 

Не правда ли, все это звучит весьма несовременно. Увы. Возможно, это отжившие ценности. Впрочем,  мне кажется, что это выбор вечный:

·       работать, чтобы хорошо питаться (развлекаться, путешествовать и пр.)

или

·       питаться, развлекаться, путешествовать и пр., чтобы хорошо работать.

 

Вопрос о ценностях трудовой самодисциплины  – не дискуссионный, но именно он стоит за вопросом о домашних заданиях. В гораздо меньшей степени проблема домашних заданий в начальной школе связана с качеством усвоения учебного материала. Не случайно мировая тенденция последнего десятилетия – уменьшение объема домашних заданий. Об этом свидетельствуют данные PISA - международных исследований качества образования 15 летних школьников (см. таблицу 1). Обратите внимание, что минимальный объем домашних заданий – у финских школьников, которые показывают высшие результаты в международных мониторингах. Российские школьники, имея наибольшие объемы домашних заданий, демонстрируют весьма заурядные результаты (значимо ниже международного среднего). 5 – 6 часов домашней работы в неделю считается нормой для современных подростков. А мы с Вами говорим о младших школьниках.

 

Таблица 1. Время, затраченное на домашние задания (число часов в неделю). Сравнение данных PISA 2012 и PISA 2003

Многочисленные исследования не смогли обнаружить зависимости между объемом домашних заданий и результатами обучения, по крайней мере, в начальной школе. Все соглашаются с тем, что несколько часов домашней работы в неделю полезны для того, чтобы приучить школьников планировать свое время, удерживать цели (заниматься тем делом, за которое сел, а не посторонним) и работать без чьей-либо помощи. Однако ключевыми факторами, влияющими на образовательные результаты, являются

·       квалификация учителей,

·       качество учебных программ.

 

И последнее – о проверке домашних заданий. Количество времени, которое учитель тратит на уроке на проверку домашних заданий – один из факторов, отличающих наиболее успешные системы образования от наименее успешных (к числу которых относится Россия). В успешных системах образований учителя почти не тратят времени на проверку и обсуждение домашних заданий. Тетради проверяются выборочно и нечасто. Учеников приучают к тому, что готовиться к уроку, держать себя в хорошей интеллектуальной форме  – это личная обязанность и личный выбор каждого. Лучшие учителя не берут на себя полицейских функций.

 

Еще раз спасибо за то, что поделились с нами размышлениями об обучении ваших детей в 91 школе. И отдельное спасибо за чудных детей. Наблюдать их на уроках, общаться с ними – всегда отрадно.

 

С уважением,

Галина Анатольевна Цукерман,

профессор, доктор психол. наук,

ведущий научный сотрудник Психологического ин-та им. Л.Г. Щукиной