Дорогие родители наших третьеклассников!

Спасибо за поздравления и добрые пожелания!

 

Давайте в новом году не забывать важные старые задачи. Одна из них – грамотность наших детей. Списывание – один из главных путей к грамотности, т активирует ВСЕ виды человеческой памяти, которые участвуют в формировании грамотности. Позвольте вам напомнить, основные правила списывания. А главное повторить, как взрослый может помочь ребенку освоить эти правила.

         Вот правила списывания, которые знают ваши дети. Пожалуйста, распечатайте их КРУПНО и положите на рабочее место ребенка.

 

         ПРАВИЛА СПИСЫВАНИЯ

1)    Прочитай предложение и запомни его содержание.

2)    Прочитай предложение орфографически.

3)    Повтори предложение орфографически, не глядя в текст.

4)    Запиши предложение, диктуя себе вслух.

5)    Перечитай написанное по слогам, поставь ударение, подчеркни орфограммы.

6)    Проверь свою запись по тексту.

 

ПРАВИЛА СПИСЫВАНИЯ

КАКАЯ ПОМОЩЬ МОЖЕТ ПОНАДОБИТЬСЯ РЕБЕНКУ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ СПИСЫВАНИЯ?

1)    Прочитай предложение и запомни его содержание.

 

Человеческая память – это, прежде всего, смысловая память. Списывать по буквам или по слогам бесполезно. То, что человек списывает, должно быть ему понятно и, по возможности, приятно. Однако некоторые предложения бывают слишком длинными. Можно делить длинное предложение на смысловые части (как правило, это кусок до запятой). Можно списывать стихи по строчкам. Иногда ребенку надо подсказать, какой кусок предложения лучше запоминать.

2)    Прочитай предложение орфографически.

 

Читать орфографически – это значит четко выговаривать каждое слово так, как оно написано (а не так, как оно произносится в устной речи). Если вы замечаете неточность, нечеткость в орфографическом чтении ребенка, мягко поправьте.

3)    Повтори предложение орфографически, не глядя в текст.

 

Ребенок лучше осваивает эту операцию, когда взрослый его проверяет. Многие дети еще не научились самостоятельно определять, запомнили ли они орфографический облик слова. Порой им только кажется, что они все запомнили правильно. Если при повторении предложения ребенок делает ошибку (и еще не слишком утомлен), пусть вернется к предыдущему шагу, перечитает предложение по тексту и еще раз повторит.

4)    Запиши предложение, диктуя себе вслух.

 

Текст при этом закрыт! Когда ребенок пишет под собственную диктовку, лучше если он диктует себе вслух. Тогда в работе участвует слуховая память. Задача взрослого – следить, чтобы диктовка и письмо (голос и рука) были синхронизированы. Это значит, что диктовать себе надо именно тот слог, который сейчас выводит рука.

5)    Перечитай написанное по слогам, поставь ударение, подчеркни орфограммы.

Эту часть работы надо делать карандашом (для аккуратности записи). Это первый этап самоконтроля. При чтении по слогам возможно исправление таких ошибок как пропуск или искажение букв. Подчеркивание орфограмм нужно для того, чтобы специально обращать на них внимание при проверке по тексту (следующая операция).

6)    Проверь свою запись по тексту.

 

Закончив писать, ребенок еще раз  орфографически прочитывает предложение – сначала в тексте, потом у себя в тетради. Обратите внимание, замечает ли он расхождения (видит ли ошибки). Если не замечает, попросите еще раз перечитать свою запись.

Если все сделано правильно, не забудьте под списанным текстом НАПИСАТЬ похвалу ребенку! Пожалуйста, учтите, что ошибки, которые ребенок исправил самостоятельно – это достоинство, а не недочет работы. Самоисправления свидетельствуют о том, что возникает самоконтроль.

 

Списывание станет на ближайшие месяцы основным домашним заданием по русскому языку. Это значит, что 3-4 раза в неделю, 20-25 минут в день ваш ребенок должен будет списывать текст по собственному выбору в тетрадь для списывания. Никогда не заставляйте ребенка переписывать работу. Сегодняшние неудачи исправлять лучше завтра.

 

Совсем не обязательно контролировать каждую работу третьеклассника. Дети уже становятся самостоятельными. Постарайтесь в ближайшую неделю один – два раза проследить, как ребенок выполняет правила списывания и, если вы видите, что он (она) в основном справляется, проверяйте только результат. Однако если в каждой порции списывания остаются одна - две ошибки,  найдите, пожалуйста, время посидеть с ребенком при приготовлении этой части домашней работы. Помогите и ребенку, и нам заметить, какая операция списывания еще не доведена до совершенства. Для этого на полях возле работы ребенка приготовьте заранее место для оценок. Напишите:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

После каждой операции ставьте оценки. Например:

1) + (все сделал сам с первого раза)

2) + (точка означает, что вы один раз помогли)

3) +

4) +

5) +

6) +

Вы видите, что такая оценка ясно указывает и ученику, и учителю, что не получилось сегодня.

 

Всего вам самого доброго! Удач и удовольствий от помощи детям!

Ваша

Маргарита Павловна

 

PS. Отдельная просьба. Мне было бы очень приятно, если бы детский почерк оставался крупным и разборчивым.