Проекты

Проект Алены Селиверстовой «По стопам русской сказки»

Введение

Сказки появляются в нашей жизни с раннего детства и не покидают нас на протяжении всей нашей жизни. Они учат нас многим премудростям, ведь недаром говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».

Персонажи живущие в сказания, зачастую, делятся на светлых и темных. Добро всегда должно побеждать зло и всегда есть четкое разделение между всеми действующими лицами. Но так ли это? В этом мне и предстоит разобраться и показать в данном работе свои выводу и рассуждения.

Что для персонажей является важными предметами? Как они влияют на истории? Откуда они появились? Что послужило прототипом?

Для того чтобы разобраться в поставленных мной вопросах, как наиболее яркий пример, я возьму двух известных персонажей: Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного. Эти два персонажа связаны между собой и наполняют наши сказки волшебством и интригой.

Баба-Яга

         Баба-Яга является культовым персонажем для многих сказок в русской истории. Но кто же она такая?

         Есть несколько предположений о том кем или чем является эта старуха, да и старуха ли она?

         Чаще всего ее изображают сгорбленной старухой с длинным кривым носом и спутанным, длинными и распущенными седыми волосами. Яга часто видится худой, с проступающими сквозь кожу костями. Во рту у героини немного острых и длинных зубов. Одна из ног Бабы-Яги костяная, иногда говорят, что старуха одноногая, поэтому лежит в своей избе или летает в ступе. Так же есть информация, что героиня слепа и узнает людей по запаху, о чем свидетельствует фраза: «Русским духом пахнет». Согласно некоторым преданиям и мифам старуха бессмертна.

         По одной из версий Баба-Яга – это оживший труп, стоящий на границы между мирами. Если рассматривать этот вариант за действительный,[1] то получается, что женщина одновременно стоит на двух кисельных берегах молочной реки1. Это ей позволяют делать ноги, костяная — позволяет быть в Нави2 и охранять ту сторону, когда обычная – позволяет находиться в Яви[2].

         Неотъемлемой частью сказок связанных с участием Яги, так же является ее избушка на курьих ножках, без окон и дверей. По данной выше теории избушка – своеобразные врата в Навь – мир мертвых и что бы человек перешел черту, он должен был сказать: «Избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом». Само строение обнесено частоколом, который украшают человеческие черепа вместо глиняных горшков. Если говорить о том, как все обстоит внутри, то часто описывается, что руки и ноги Яги раскинуты по разным сторонам дома, а нос упирается в потолок. Исследователи предпочитают считать, что избушка очень маленького размера, что делает ее похожей на погребальные дома у древних славян.

Одним из доказательств первой теории можно считать распущенные и спутанные волосы Бабы-Яги. По прическе можно было многое рассказать о ее владелице: замужем ли она, есть ли у нее жених… Так, незамужние девушки могли носить распущенные волосы, однако эта причёска имела характер, скорее, торжественный и ритуальный, и девушки стягивали их налобной повязкой, заплетали в одну косу – знак того, что пока холостая, «одна». Пряди волос укладывали строго определённым образом: одну поверх другой, к тому же количество прядей всегда было равно трем, символизируя собой единство трех миров: Яви, Нави и Прави, а после крещения Руси стали показывать Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого духа.  Две косы и обратное плетение обычаем запрещались — это была принадлежность замужней женщины.

         Когда девушка была сосватана, ей в косу вплетали ленту, как символ того, что у нее появился жених. А молодой жене заплетали две косы вместо одной.

         Раньше считалось, что через состриженные волосы на человека можно навести любое колдовство. Поэтому их никогда не выкидывали, а обычно сразу сжигали или использовали при создании обрядовых кукол. Лишиться косы считалось настоящим позором. Такой девушке приходилось запираться дома и ждать, когда волосы вновь отрастут, ведь без косы и замуж никто не брал.

         Мертвым девушкам же, расплетали прическу и проводили погребальные обряды только так.

         Возникновение образа избушки на курьих ножках исторически связывается с деревянными срубами, которые в древности на Руси ставились на пеньки с обрубленными корнями, чтоб предохранить дерево от гниения.

         Появление в данном словосочетании части «на курьих ножках», может быть вызвано ошибкой в первоначальных записях, так как, предположительно, изначально использовалось слово «курные» — что значит, окуренные дымом, покрытые сажей.

По смыслу сказочного повествования Избушка на курьих ножках преграждает персонажу путь к его волшебной цели и в то же время является единственным проходом в «иной» мир. В ней герой получает у Бабы-яги необходимые советы, проходит испытания, что позволяет ему продолжить путь. Грубо говоря, образ избушки в сказках – своеобразные врата, охраняющие Явь от Нави.

По другой версии, старуха – была богиней, из языческой мифологии, которую звали – Йогиня. Она была молодой и мудрой женщиной, понимающей языки всех живых и мертвых существ, а своей красотой она очаровывала мужчин.

Если рассматривать данную версию, то получается, что Яга – была очень красивой, но, благодаря Кощею Бессмертному, это изменилось. Один из основных злодеев из наших сказок, выбирал молодых красавиц, похищал их и утаскивал в свое царство. Это и произошло с Йогиней. В загробном мире она осталась надолго – на три тысячи лет. Там у нее появилось трое детей от Кощея: Белый день, Красное Солнышко и Темная Ночь[3]. Проведя в царстве мертвых столько времени, Йогиня состарилась и стала совсем непривлекательной, тогда-то Кощей ее и отпустил, заставляя охранять загробный мир и заманивать добрых молодцев.

Так же, говорят, что Яга может быть доброй хозяйкой леса, которая заботиться о зверях, птицах и путниках, а может становиться ведьмой, которая похищает детей, что бы зажарить их. Многие ученые считают старуху людоедкой, но обычно детей она не ест, а отпускает на волю.

У каждого персонажа из русских сказок есть определенные атрибуты, так же и у Бабы-Яги. Первая из них – избушка на курьих ножках.

Следующей по счету можно отметить ступу. Эта вещь славянами воспринималась как предмет, обладающий целительными свойствами и выполняющий существенную обрядовую роль, в том числе в отправлении столь важных событий, как свадьба и похороны. Яга использует ее для передвижение летая или отталкиваясь с помощью помела от земли.

Есть версии, что старуха использовала метлу для того что бы: проходить между мирами, заметать следы, что бы не дать возможности потусторонним обитателям попасть в мир живых, выметать дурное и заметать хорошее.

Яга дает герою клубочек, который сам собой катится, указывая дорогу к суженому или суженой, дорогу к месту их заточения, к царству зла. Герой не знает сам, где находится царство Кощея. Баба-Яга, как мудрая душа, дает ему это знание в виде путеводной нити. Славяне изготавливали нить из кудели, которую привязывали к верхней лопасти прялки. Прялка олицетворяла небесный свод с движущимся по нему солнцем, земной мир людей и подземный мир. Это доказывает, что старуха не всегда является злодейкой, в некоторых сказках она выступает помощницей в добром деле. Но для этого герою приходится поесть, в баньке попариться и выспаться. Этот обряд, у древних славян, выполнялся во время свадеб[4] и похорон.

У Бабы Яги живет черный кот, который умеет разговаривать и выполнять поручения ведьмы. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Он очень большого размера и является людоедом. К Баюну можно относиться по-разному. Для кого-то он – злодей и убийца, для других – сказочник и целитель[5].

Отношения Бабы-Яги и Кощея напряженные, недружелюбные. Старуха явно побаивается правителя Нави, но и он ее тоже, точнее, он боится ее знаний. При этом, обижать себя Яга не дает и, при возможности, всегда натравит на Кощея очередного героя. Однако, героев, которые являются живыми людьми, она любит еще меньше, скорее ненавидит их. Поэтому Баба-Яга всегда сама по себе.

Кощей Бессмертный

         Вторым культовым персонажем в славянской мифологии можно по праву считать Кощея Бессмертного.  

         В русских народных сказках появляется в трёх основных обличьях: царя и колдуна со сверхъестественной силой, на коне или без, похищающим красавиц; в сказке «Иван Быкович»[6] он упоминается как отец Чуд-юд, муж змеихи-ведьмы и лежит на железной кровати с закрытыми веками, которые ему поднимают двенадцать могучих богатырей. И третий, в ряде сказок («Медведко, Горыня, Дубыня и Усыня»[7]) предстаёт в виде старика «сам с ноготь, борода с локоть», имеющим бич[8] в семь сажен и живущим в избушке на курьих ножках, и хозяином Подземного царства; наконец, в одном из вариантов «Ивана Сосновича»[9] он предстаёт сначала в третьем выше описанном облике, а затем и в первом. В народных сказках его антагонист — Иван-царевич.

         Говоря о том, кто мог послужить прототипом для Бессмертного, то можно упомянуть Карачуна[10], одного из зимних славянских божеств.

         Если говорить о волшебной силе Кощея, то в разных сказаниях она отличается, но нерушимо одно – бессмертие данного героя. В «Иване Сосновиче» он превращает целое царство в камень, «Елена Прекрасная» может поведать нам о силе превращения живого человека (в данном случае Ивана Царевича) в орех, в «Царевне-Змее» царь превращает царевну в змею и т.п.

         В сказках говорится, что он «бессмертный», однако у Кощея есть смерть, хоть она и спрятана. По одной из версий, смерть его находится на конце иглы.

В сказках встречаются два варианта имени этого популярного персонажа: Кащей и Кощей. По одной из версий, такое прозвище происходит от слова «кость». По другой — от слова «касть», родственного «пакости». Но большинство исследователей считает, что имя сказочного злодея восходит к слову с древнетюрскими корнями «кош» — «стан», «поселение».

В самых древних дошедших до нас текстах Кощея называют Кошем, то есть господином. А в «Слове о полку Игореве» «кощеями» называют пленников: «Ту Игорь князь высьдъ из сьдла злата, а в сьдло кощиево», то есть в седло рабское. Специалисты склоняются к тому, что изначально повелитель Тридесятого царства назывался Кошем — господином, а позднее стал Кощеем — тем, кто принадлежит Кошу, то есть рабом.

Некоторые сюжеты сохранили память о временах древнего матриархата. Например, в сказке «Марья Моревна» Иван-царевич впервые повстречал Кощея в плену у своей жены.

Однако чаще всего сказочный Кощей обитает в своем царстве — царстве мертвых. Традиционно злодей крадет девушку, чтобы жениться на ней.

Как говорил советский фольклорист Владимир Пропп: «Умершим… приписывались два сильнейших инстинкта: голод и половой голод. Эти два вида голода иногда ассимилируются, как в русской сказке: «Схватил змей царевну и потащил ее к себе в берлогу, а есть ее не стал; красавица была, так за жену себе взял» <…> Божество избирает себе возлюбленную или возлюбленного среди смертных. Смерть происходит оттого, что дух-похититель возлюбил живого и унес его в царство мертвых для брака.»

Пропп, как и многие другие исследователи, считал Кощея своеобразной вариацией сказочного змея, который так же живет в пещере, в горах, в подземелье или в Тридесятом царстве, так же «налетает вихрем» и крадет красавиц. Кощей Бессмертный и Змей Горыныч часто исполняют в сказках одну и ту же функцию. Эти персонажи — повелители загробного мира, куда, по древнейшим представлениям, должен был спуститься человек, чтобы обрести магические способности.

У первобытных племен существовали ритуалы инициации, которые сводились к «путешествию» в потусторонний мир. Юноша, прошедший этот обряд, считался вернувшимся с того света и получал право жениться.

Особую инициацию проходили и девушки, ее отголоски также сохранили волшебные сказки.

Кощея Бессмертного, также как и Бабу-Ягу, вполне можно считать живым мертвецом. Этот вывод можно сделать из того, как он выглядит и где живет. Навь не принимает живых и, следственно, не пропускает их.

Врагами Кощея можно считать Бабу-Ягу и Ивана-царевича. Если первая обладает тайными знаниями и знает слабые места колдуна, то второй может убить его. Но, в некоторых сказках, старуха и Бессмертный выступают по одну сторону, сражаясь с героями, но даже так, оба злодея не действуют вместе и предпочитают держатся на расстоянии.

Интересным фактом о данном персонаже может выступить мнение Джеймса Джорджа Фрезера[11]. В своей книге «Фольклор в Ветхом Завете» он отмечает сходство сюжета сказок о Кощее с библейским сюжетом о Самсоне[12].

Второй напоминает первого во многом, как пример: исполняет функции народного вождя, являясь судьёй Израиля; обладает чудесной силой (заключённой в его волосах); Самсона нельзя победить обычным образом — аналогично спрятанной смерти Кощея; берёт себе жён из другого народа (в Библии не сказано, что он их похищает, но, в любом случае, его браки идут вразрез с установленными обычаями и приводят к трагедиям); жена Самсона выпытывает секрет его силы и помогает его победить (в ряде сказок Кощей открывает секрет своей смерти похищенной им женщине); Самсон, как и Кощей, попадает в плен и освобождается благодаря чудодейственной силе (эпизоды с ослиной челюстью, с воротами Газы и героическая гибель).

Как указывает Фрезер, если бы существовала филистимская[13] версия рассказа о Самсоне и Далиле[14], то Самсон предстал бы в ней в качестве разбойника, а Далила оказалась бы невинной жертвой его насилия, сумевшей победить его, благодаря своему мужеству и находчивости — и таким образом почти все элементы сюжета о Кощее встали бы на свои места.

         Вывод

          Важность сказок в нынешнее время неоспорима. Мы все вырастаем на том, что придумали наши предки много веков назад, но даже сейчас они остаются верными и правильными. Это дает понять, что сколько бы лет не прошло, человечество не изменится.

         Как бы мы не хотели признавать, даже отрицательные персонажи сказок не могут быть только на одной стороне. Некоторые из них становятся жертвами обстоятельств и не имеют возможности измениться и поменять образ жизни.

         Баба-Яга и Кощей Бессмертный не единственные, кто страдают от своего положения, хоть мы этого и не видим, ведь все сказания рассказываются от лиц протагонистов и других жертв, кто не поменял свет на тьму. Поэтому мы может даже пожалеть антагонистов и посочувствовать их незавидному положению и одиночеству.

Список литературы

https://mir24.tv/news/16304858/

https://shkolazhizni.ru/culture/articles/37944/

https://www.culture.ru/s/vopros/baba-yaga/

https://darksnoel.livejournal.com/233546.html

https://fil.wikireading.ru/61189

https://slav-museum.ru/secret-ko/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кощей

https://www.culture.ru/s/vopros/koschey/

https://www.wikiwand.com/ru/%D0%9A%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%B9#/google_vignette

https://moluch.ru/young/archive/


[1] Молочные реки и кисельные берега символизируют изобильность и достаток, благополучие и беззаботность. Так же, зачастую в сказка, это словосочетание используется для обозначения границы двух миров: живых и мертвых.

[2] Явь, Навь и Правь – три мира в мифологии славян, где Навь – место обитания мертвецов, Явь – живых,

Правь – Богов.

[3] По другой версии, Ветер, Месяц и Солнце являются братьями Бабы-Яги, а Кощей Бессмертный – ее племянник.

[4] Считалось, что во время свадьбы, девушка «умирала» для своей семьи и семейных духов и «рождалась» в семье мужа, поэтому проводили похоронный обряд.

[5] Баюн – частый гость колыбельных, в которых матери зовут кота, что бы он убаюкал ребенка, в замен обещая молока.

[6] «Иван Быкович» — русская народная сказка из сборника Афанасьева «Народные русские сказки».

[7] «Медведко, Горыня, Дубыня и Усыня» — русская народная сказка из сборника Афанасьева «Народные русские сказки»

[8] Бич – кнут.

[9] «Иван Соснович» — русская народная сказка.

[10] Карачун-Кощей — это бог смерти от холода. Появился на свет Карачун из золотого яйца, снесенного чудо-курочкой Рябой. Согласно легендам, из золотого яйца появилось все: не только Небо и Земля, День и Ночь, Добро и Зло.

[11] Сер Джеймс Джоржд Фрэзер (1854-1941) – британский религиовед, антрополог, этнолог, культуролог, фольклорист и историк религии, председатель класической английской социальной антропологии, внесший огромный вклад в изучение тотемизма, магии и трансформации религиозных верований на протяжении истории человечества.

[12] Самсон — ветхозаветный Судья-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами.

[13] Филистимляне — древний народ, населявший приморскую часть Ханаана начиная с XII века до н. э.. Неоднократно упомянут в Ветхом Завете, а также в ассирийских и египетских источниках.

[14] Далила в Ветхом Завете — женщина, предавшая Самсона. Вызвав своей красой его беззаветную любовь и преданность, и выдав секрет богатырской силы Самсона, Далила предала его злейшим врагам, филистимлянам.

Комментарии к записи Проект Алены Селиверстовой «По стопам русской сказки» отключены